Просрочка по автокредитам выросли на 22%

 Объем просроченной задолженности в сегменте автокредитования вырос с начала года на рекордные 22% и достиг 64,1 млрд рублей

По состоянию на 1 октября 2015 года банки выдали около 300 тыс. автокредитов, таким образом, не более 35–40% всех автомобилей были проданы с использованием кредитных средств. Напомним, что на аналогичный период прошлого года их доля была на уровне 45% (практически каждая вторая машина приобреталась в кредит), в 2013 году — 50%, в 2012 году — 45%, в 2011 году — 40%. Вероятнее всего, что в ближайшие несколько месяцев макроэкономическая ситуация существенным образом не изменится в лучшую сторону, поэтому можно ожидать, что доля кредитных автомобилей относительно показателей 2014 года будет снижаться или останется на том же уровне, по итогам года лишь 35% транспортных средств будет продано в кредит. Сейчас на рынке наблюдается максимально низкий показатель за последние пять лет.

Безусловно, снизить темпы падения рынка помогла государственная программа льготного автокредитования, которая начала действовать с апреля 2015 года. В ее рамках государство субсидирует банкам 2/3 ключевой ставки ЦБ. Благодаря данной программе было реализовано практически 50% от всех проданных в кредит транспортных средств.

Главным фактором, отпугнувшим потенциальных автовладельцев от использования заемных средств в 2015 году, стал резкий рост ставок по кредитам, которые в январе—марте доходили до 30% годовых. Сейчас они несколько снизились — по оценкам участников рынка, средняя стоимость кредита при покупке автомобиля в салоне составляет 17–19% годовых. Таким образом, кредиты на покупку новых автомобилей по-прежнему сложно назвать доступными. Более того, эксперты не видят причин для существенного снижения ставок по автокредитам в ближайшее время ввиду того, что макроэкономическая ситуация в стране продолжает оставаться нестабильной. Для сравнения, в США ставки в данном сегменте не превышают 4%, в Германии — 5,5%, во Франции — 5–7%.

Кроме того, из-за повторяющихся кризисов с периодичностью раз в пять лет Россия до сих пор не достигла уровня развитых и ряда развивающихся стран по доле кредитных продаж.

На 1 октября 2015 года средняя сумма кредита составляет около 640 тыс. рублей против 600 тыс. рублей в 2014 году. Основная причина — рост стоимости самих автомобилей, особенно это касается машин иностранного производства. За год подорожание в среднем составило 15–20%, только в сентябре цены были подняты на 5–7% — в августе иностранная валюта вновь выросла по отношению к рублю — дилеры вынуждены были пересмотреть цены на автомобили. Особенно на те, в которых большая доля импортных составляющих. При этом на вторичном рынке стоимость машин выросла всего на 5–7%, что делает его более привлекательным для потенциальных покупателей — причем уже каждый шестой автомобиль с пробегом продается в кредит.

Стоит отметить, что в зависимости от региона средняя сумма кредита отличается, например, лидирует по данному показателю среди областей с наибольшей долей оформленных автокредитов Москва (715 тыс. рублей), далее идет Московская область (633 тыс. рублей), Ханты-Мансийский автономный округ (621 тыс. рублей), Санкт-Петербург (614 тыс. рублей), Краснодарский край (580 тыс. рублей), Красноярский край (567 тыс. рублей), Ленинградская область (562 тыс. рублей), Иркутская область (550,85 тыс. рублей), Ростовская область (550,81 тыс. рублей), Тверская область (550,51 тыс. рублей).

По мнению аналитиков «Секвойя кредит консолидейшен», снижение доли продаж автомобилей в кредит связано с рядом причин. На падение спроса повлияли действия ЦБ по повышению ключевой ставки до 17% в декабре 2014 года, что закономерно повлекло за собой рост ставок банков и уменьшение привлекательности программ кредитования для потенциальных клиентов. На сегодняшний день процентная ставка (без льгот) зачастую составляет более 20% годовых, несмотря на ее понижение с 3 августа 2015 года до 11%. Банки, опасаясь инфляционных рисков, не торопятся следовать примеру регулятора. Также стоит отметить, что сегмент кредитования автомобилей изначально подразумевает залог (в качестве которого непосредственно выступает сам автомобиль), однако в отличие, например, от квартиры, машина обесценивается с каждым месяцем и при возникновении проблем с выплатами после реализации предмета залога кредитор получит максимум 30–40% от суммы ранее выданного кредита, что делает данный сегмент кредитования менее привлекательным для банка с точки зрения получения прибыли и избежания дополнительных рисков, особенно в период кризиса.

Кроме того, высокая долговая нагрузка населения вызывает у кредиторов опасения и заставляет их предъявлять более высокие требования к потенциальным заемщикам.

Еще один фактор, повлиявший на сокращение объемов автокредитования,— снижение спроса со стороны самих заемщиков из-за падения доходов (в среднем с начала года на 4,4%). Кроме того, существенная часть потенциальных покупателей отложили покупку до стабилизации экономической ситуации в России — около 30% россиян отказались от покупки транспортного средства в текущем году.

Стоит отметить, что лидерами среди кредитных автомобилей стали такие марки, как Lada, Kia, Hyundai, Ford, Renault, которые соответствуют требованиям государственной программы. Средний срок кредитования на 1 октября 2015 года составляет 2,4–3 года.

Несмотря на то что рынок автокредитования замедлил свой рост, просроченная задолженность в данном сегменте продолжает увеличиваться. На 1 октября 2015 года ее уровень достиг 64,1 млрд рублей, рост с начала года — более 22%. По итогам года данный показатель составит около 68–69 млрд рублей — рост 29%.

Увеличение просроченной задолженности связано с рядом факторов: ухудшение финансового положения населения, высокий уровень закредитованности заемщиков (средний показатель по стране составляет 1,9 кредита на должника, в прошлом году — 1,7).

Ухудшение платежеспособности населения в данном сегменте кредитования подтверждается и сроком выхода на первую просрочку. Если год назад средний заемщик переставал обслуживать кредит за купленный автомобиль через 14,9 месяца (или 1,2 года), то сейчас этот показатель около 10 месяцев.

На 1 октября 2015 года просроченным является каждый 10-й автокредит — в прошлом году показатель был на 20% ниже.

Еще раз стоит отметить, что сейчас банки как никогда озабочены своими финансовыми показателями, поэтому, в отличие от предыдущих лет, кредиты на покупку автомобиля они выдают более осторожно, внимательно оценивая заемщика и стараясь минимизировать свои риски. Кроме того, кредиторы в разы повысили свои требования к кредитной истории заемщика и его финансовому положению.

В кризисных условиях резко увеличилось количество попыток потенциальных заемщиков ввести банк в заблуждение — доля кредитных заявок, содержащих недостоверные данные о доходе, с начала года выросла в три раза. В два раза увеличилось и число кредитных заявок, которые, по мнению специалистов, можно приравнять к мошенничеству, что также свидетельствует, что рынок кредитования находится в непростой ситуации.

Следствием общего роста объема просроченной задолженности по автокредитам является и увеличение данного сегмента в портфеле коллекторских агентств. На сегодня на долю автокредитов приходится около 7%, в 2014 году данный показатель был на уровне 5,2%, в 2013-м — 5,1%, в 2012-м — 5%, в 2011-м — 4,4%, в 2010-м — 2,1%, в 2009-м — 1,2%.

Среди наиболее проблемных регионов с точки зрения уровня проблемной задолженности по данному типу кредита необходимо отметить такие, как Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Краснодарский край, Свердловская область, Челябинская область, Республика Башкортостан, Ростовская область, Новосибирская область, Самарская область, Тюменская область, Пермский край, Республика Татарстан.

Значительный рост демонстрирует и средний размер задолженности в данном сегменте: в 2012 году — 226,4 тыс. рублей, в 2013 году — около 323,1 тыс. рублей, в 2014 году — 385,97 тыс. рублей, в 2015 году — 304,31 тыс. рублей. Динамика связана с ростом стоимости автомобилей, а также стоимости кредита в связи с увеличением ставок.

Средневзвешенная цена легковых автомобилей выросла с начала года на 16,5% и достигла 1,15 млн рублей, в свою очередь, стоимость транспортного средства иностранного производства в России показала рост на 21%, до 1,31 млн рублей, отечественного производства — на 13%, до 495 тыс. рублей.

Президент «Секвойя кредит консолидейшен» Елена Докучаева: «Рост доли просроченной задолженности в сегменте автокредитования обусловлен и тем, что на фоне снижения объемов рынка автокредитования происходит „вызревание” просроченной задолженности по кредитам, выданным в 2012–2013 годах, когда банки следовали более либеральной политике выдачи кредитов. Сейчас многие банки изменили стратегию выдачи, и качество портфеля „молодых кредитов” заметно улучшилось, однако их количество сократилось. Также произошли изменения и в работе с просроченной задолженностью — в работу коллекторских агентств стали поступать долги на более раннем сроке просрочки. Такие изменения дают возможность коллекторам работать не только на этапе взыскания полной суммы выданного кредита, но и возвращать заемщиков в график платежей, предотвращая дефолт и сохраняя клиента для банка».

Источник: Bankir.Ru